Лечение сахарного диабета у животных (кошек / собак)

12.03.2018

Одним из ведущих направлений нашей клиники является лечение и ведение животных (кошек и собак) с сахарным диабетом. Это направление курирует ведущий врач эндокринолог Оныщук И. А.

Сахарный диабет считается болезнью 21 века. К сожалению, это тяжелое заболевание не обошло стороной и животных — наших братьев меньших.

Надо понимать, что системы и механизмы сахарного диабета у домашних животных и человека в основном схожи, однако лечение кошек и собак имеет свои отличия. Более того, лечение диабета у кошек отличается от лечения диабета у собаки, хотя страдают оба.

Давайте вместе разбираться, что же происходит в организме наших питомцев при сахарном диабете, и что необходимо для лечения?

В норме после потребления пищи в кровь из кишечника поступает глюкоза и уровень сахара в крови животных начинает повышаться. В ответ на это специальные клетки поджелудочной железы (бета-клетки) выбрасывают в кровь инсулин — так глюкоза переносится внутрь клеток и тканей, и они получают питание. Обычно уровень глюкозы в крови животных снижается и поджелудочная железа прекращает выброс инсулина в кровь, если у животного заболевание не наблюдается.

При заболевании животного сахарным диабетом клетки поджелудочной железы не способны вырабатывать гормон инсулин по трем причинам:

• он не вырабатывается вообще;
  • его поступает недостаточно;
  • клетки не воспринимают инсулиновый сигнал.

Диабет у животныхДиабет у собакДиабет у кошек

Во всех случаях клетки организма при сахарном диабете у собак и кошек не могут переносить глюкозу при высокой концентрации ее в крови внутрь клетки и сами клетки голодают. Из этого и вытекает первый симптом сахарного диабета у животных — высокое содержание глюкозы в крови.

Когда уровень глюкозы поднимается выше определенной нормы (свыше 14 ед.), почки не справляются и сахар начинает выводиться с мочой. Наличие глюкозы в моче — еще один фактор сахарного диабета для среднего случая у собаки.

Сахар в моче «вытягивает» за собой воду из крови и поэтому сильно увеличивается объем мочи, собака начинает много и часто мочиться. Так как вода выводится из организма, то кошечки и собаки испытывают жажду и много пьют — это еще два очень важных признаков диабета, полиурия и полидипсия.

В связи с тем, что клетки не поглощают глюкозу, организм испытывает голодание и включает защитные механизмы и проявляется новая симптоматика, развивается сахарный диабет.

Заболевание у животных имеет несколько стадий:

1. 1-й — утоление голода — употребление большего количества пищи. Но это не приносит пользы организму, т. к. концентрация глюкозы все больше повышается в крови, а в клетки так и не поступает.
  2. 2-й механизм защиты — это расходование внутренних запасов энергии из гликогена (он находится в печени и мышечных клетках), но вскоре эти запасы истощаются. Тогда организм начинает расщеплять запасы жиров и белков, как бы съедая себя изнутри. Появляются следующие симптомы диабета — похудение при повышенном аппетите.

В процессе расщепления жиров образуются кетоны — по сути, яды, один из которых ацетон. Критический признак тяжелого течения диабета – выраженный запах ацетона. С появлением ацетона повышается кислотность крови — это состояние называется диабетическим кетоацидозом и является критическим для животного. Без интенсивной инфузионной терапии и инсулинотерапии это состояние приводит к гибели.

Симптомы диабетического кетоацидоза:

1. запах ацетона из пасти;
  2. вялость, заторможенность;
  3. нарушение стула (понос);
  4. рвота;
  5. частое дыхание;
  6. понижение t тела.

Если вы обнаруживаете у своего животного эти симптомы, срочно направляйтесь в клинику, где вашей собаке окажут должное внимание, возьмут анализы и начнут интенсивную терапию с применением инсулина и инфузионной терапии. Дополнительно врач может назначить УЗИ и другие анализы в зависимости от возраста (сколько лет питомцу), массы тела и других факторов. В результате терапия будет максимально комплексной, и сахарный диабет будет контролируемым.

Существует множество препаратов для лечения диабета у людей. Однако при применении их у животных выявлена их неэффективность. Ни одно средство при лечении сахарного диабета у кошек и собак не заменит инсулин. Тип инсулина и его дозы вам поможет подобрать ветеринар. Врач должен в период наблюдения за собакой определить тип диабета, подобрать дозы и кратность введения инсулина. Иногда на это требуется достаточно много времени, до 1,5-2 месяцев и владелец должен постоянно контактировать с врачом для коррекции лечения и доз инсулина, который вводится собаке специалистом.

При соблюдении всех назначений и рекомендаций, в ряде случаев (если животное болеет 2, более низким типом диабета) удается существенно снизить дозы инсулина или вообще снять с инсулинотерапии.

Невозможно предсказать сколько инсулина потребуется вашему животному. Опираясь на вес питомца, уровень сахара крови, его нагрузки, врач может предположительно начать со «стартовой» дозы, а потом подбирать количество, вид инсулина и частоту его введения в соответствии с индивидуальной реакцией организма больного пациента. Наилучшим средством является построение кривой глюкозы.

С этой целью животному измеряют глюкозу каждые 1,5-2 часа после инъекции инсулина на протяжении суток (иногда пары дней). Так можно выяснить, через какой промежуток времени данный инсулин начинает работать, в какой период происходит его действие, насколько сильно и как долго влияние, не будет ли сильного снижения глюкозы, вызывающего тяжелое состояние — гипогликемию, которое может также привести животное в состояние комы и смерти.

В нашей клинике накоплен большой опыт работы с животными при сахарном диабете, поэтому мы можем оперативно предпринять все необходимые меры. В отделении интенсивной терапии удалось спасти несколько сотен кошек и собак в критических состояниях при кетоацидозах и состояниях комы. Если вашему животному нужно лечение диабета и его осложнений мы будем рады оказать вам помощь на самом высоком уровне! (справки по тел: +7(495)324-27-36