Чумка у кошек

11.06.2020

Чумка у кошек

Чумка – часто встречающееся у кошек заболевание, представляющее для них большую опасность. Без надлежащего лечения гарантированы тяжелые последствия вплоть до летального исхода. Во избежание подобного владельцам кошек следует уметь распознавать симптомы опасного заболевания и незамедлительно принимать меры.

Что это за болезнь?

Чумка у кошек имеет также другие названия – парвовирусный энтерит и панлейкопения. Это заболевание является вирусным, а провоцирует его ДНК-содержащий вирус, относящийся к группе Parvoviridae. Болезнь поражает всех кошек, независимо от пола и возраста. Чаще всего патология обнаруживается весной и летом.

Среди котят, заболевших чумкой, смертность близка к 100%. Особенностью возбудителя является высокая стойкость к окружающим факторам. Парвовирус сохраняет жизнеспособность на протяжении года, поэтому инфекция успевает распространиться. Патогенные агенты не боятся дезинфицирующих составов и ферментов, а также не погибают под воздействием УФ-лучей. Данный фактор затрудняет профилактические мероприятия и лечение. Ключевыми опасностями болезни являются такие факторы, как:

• Патология высококонтагиозная, то есть быстро распространяется на здоровых питомцев.
  • Массовость поражения.
  • Высокая смертность, особенно среди котят и беременных кошек.

К счастью, заболевание не опасно для человека – от животных людям оно передаваться не способно.

Пути заражения

Здоровые животные могут заражаться от больных, но это условно. В действительности способов заражения намного больше. Парвовирус может передаваться с мочой, слюной и калом. Путей заражения при этом достаточно много:

• Оральный. Возбудитель проникает в рот со слюной, когда животное ест зараженную пищу или инфицированную другой кошкой воду.
  • Воздушно-капельный. Достаточно того, чтобы здоровый питомец остался в одном помещении с заразным.
  • Контактный. Контакт с лотками, мисками или игрушками, которые использует зараженное животное.
  • Внутриутробный. Вирус легко преодолевает плацентарный барьер и поражает плод. Котята в таком случае погибают, не родившись. Если кошка успеет родить, ее потомство погибнет в течение 1-2 суток.
  • Трансмиссивный. Здоровые животные заражаются при укусах клопов, блох или клещей, переносящих парвовирус.

Формы заболевания и клинические признаки

По скорости развития ветеринарные врачи различают три формы:

• Молниеносная. Встречается у котят и отличается стремительным развитием – в считанные часы или за сутки. Котенок при этом отказывается пить и есть, у него дрожат конечности и он болезненно воспринимает яркий свет. Питомец начинает ходить под себя, даже если уже приучен к лотку. Кал жидкий и зловонный, может содержать кровяные сгустки. Появляется рвота с белыми или желтыми пенистыми массами. Без помощи на этой стадии котенок умрет через 1 или 2 дня.
  • Острая. Встречается к животных любых возрастов. Животное отказывается пить и есть, впадая в состояние апатии. Появляется зеленоватая пенистая рвота, сильный понос и одышка. Возможна лихорадка с поднятием температуры до 41 градусов и падением до 37. Не исключена сильная жажда и кашель. Последний возникает из-за проникновения в легкие рвотных масс.
  • Подострая. Проявляется у питомцев с прививками. Симптомы при такой форме более мягкие. Появляется понос, но не слишком жидкий и не зловонный. Питомец мало и неохотно ест, но продолжает пить. Температура немного повышается, но лихорадка не возникает.

Независимо от формы заболевания, период инкубации длится от 2 до 8 дней. Первоначальными признаками считаются отказ от еды и слабость, после чего подскакивает температура и через 1-2 дня начинается лихорадка. Кошка при этом может крутиться возле миски и мяукать, если она пуста. При этом если насыпать корм или налить воды, животное от них откажется.

Начинает развиваться патология ЖКТ с симптомами острого кишечного воспаления. Возникает рвота с зелеными слизистыми выделениями, а моча обретает темно-желтый или яркий оранжевый оттенки. Ветеринар при осмотре может выявить ринит, конъюнктивит и отечность гортани. Может возникать сильная болезненность живота. Кошка становится медлительной, начинает горбиться и поджимать лапы.

Если аккуратно потрогать живот, можно заметить разрастание лимфатических узлов брыжейки. Кишечник утолщен и почти неподвижен. При пальпации или после нее у кошки может начаться рвота или диарея. Больное животное боится громких шумов и яркого света, поэтому ищет укромные места.

У котят перечисленные симптомы дополняются тонико-клоническими судорогами, поражающими отдельные участки тела или все целиком. Спазмы могут быть быстрыми или протяженными, сменяя друг друга. В дополнение к судорогам проявляются парезы и параличи сфинктеров разных органов и систем. Заболевание молниеносно развивается и приводит к летальному исходу без своевременного лечения. Обратиться за помощью при чумке у кошки в СВАО, в районе метро Бабушкинская или Северном Медведково можно в нашу ветеринарную клинику. Врачи быстро диагностируют состояние питомца и начинают грамотную, а главное эффективную терапию!

Диагностика кошачьей чумки

Владельцу питомца можно порекомендовать внимательно контролировать состояние животного. При подозрении на любые признаки развития парвовируса нужно обращаться к врачу. Все начинается с измерения температуры. Для установления диагноза врач изучает симптоматику, берет анализ крови, кала и носовых выделений. Все результаты тщательным образом изучаются, что позволяет определить или опровергнуть чумку у кошки.

Как правило, на третий день вирус достигает максимального уровня в каловых массах. При заболевании в крови падают лейкоциты – это еще один из ключевых факторов. Все получаемые впоследствии данные позволяют точно устанавливать диагноз и назначать правильную терапию.

Лечение чумки

Учтите, что в домашних условиях диагностика и терапия невозможны. Животное с клиническими признаками заболевания, которые подтверждены результатами исследований, должно быть изолировано. Важную вспомогательную роль играют хороший уход за питомцем и поддерживающая терапия.

Критическая дегидратация ускоряет развитие болезни. Восстановление электролитов и жидкости, регулирование кислотно-щелочного баланса и восстановление общего состояние производится внутривенным капельным введением подходящих препаратов. Данная терапия крайне важна при симптоматической терапии.

У кошек с вирусом панлейкопении часто разрушается кишечный барьер, в результате чего бактерии из кишечника начинают попадать в кровь. На этом фоне иногда развивается бактериемия. Этому способствует нейтропения, а в итоге начинается сепсис на фоне ослабленного иммунитета.

Предупреждение сепсиса – одна из основных задач при лечении. Врачи прописывают для этого антибактериальные препараты широкого спектра с доказанной эффективностью в борьбе с анаэробными и грамотрицательными бактериями:

• Амоксициллин;
  • Клавулановая кислота;
  • Пиперацилин;
  • Фторхинолоны;
  • Аминогликозиды;
  • Цефалоспорин.

Ветеринарный врач должен учесть возможные побочные эффекты от приема данных лекарств. Для их минимизации рекомендуется вводить препараты внутривенным путем.

Профилактические мероприятия

Напоследок рассмотрим профилактику, которая позволяет избежать или минимизировать риски развития кошачьей чумки. Самый лучший вариант – вакцинация, при которой в организме вырабатывается иммунитет к болезни. Наиболее популярными видами вакцин считаются следующие:

• Нобивак;
  • Фелениффа;
  • Мультифел;
  • Квадрикат.

Вакцинацию проводят котятам на 6-8 неделе, а через 3-4 недели нужна ревакцинация. После этого животных прививают каждый год в течение всей жизни. Важнейшую роль играет соблюдение санитарно-гигиенических условий при содержании питомцев. Нужно регулярно промывать миски, обрабатывать лоток-туалет хлоркой и применять дезинфицирующие средства во всем помещении.

Если все же не удастся предотвратить развитие кошачьей чумки, животное необходимо в срочном порядке показать ветеринару. Опытный врач готов принять вас в нашей ветеринарной клинике, чтобы провести диагностику и назначить подходящее лечение.